ПОЛОЖЕНИЕ О ДИАГНОСТИКЕ сайт

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023
№ 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306020031
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психологомедико-педагогической
комиссии»
https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e
10. Образовательной программой дошкольного образования(далее ОП ДО),
1.2. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления
образовательных
результатов,
обеспечивающих
непрерывность
и
своевременную корректировку образовательного процесса и условий.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ДОО, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
1.4. Результаты педагогической диагностики обучающихся хранятся у
педагога группы до момента выбывания детей из ДОО и не могут быть
использованы ни в каких других целях, кроме как для индивидуализации
образования и оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3 ФГОС ДО).
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики:
2.1.
Цель педагогической диагностики - изучение деятельностных

умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных
особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты
освоения Программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности (п.16 ФОП ДО).
2.2.
Задачи педагогической диагностики:
 Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории, или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
 Оптимизация работы с группой детей.
2.3.
Принципы педагогической диагностики:
 комплексность,
 непрерывность,
 диагностичность (наличие критериев);
 уровневость;
 доступность результатов для родителей (законных представителей),
педагогов, непосредственно работающих с ребенком, обобщенной
информации для анализа образовательного процесса ДОО

2.4.







(педагогический Совет, Совет родителей, Учредителя и др.).
Педагогическая диагностика:
позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка;
определять зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы,
«привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает
возрастные закономерности развития дошкольника;
учитывает представленные целевые ориентиры ФГОС ДО и
планируемые результаты ОП ДО, но не использует их в качестве
основания для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.

3. Организация и проведение педагогической диагностики в ДОО
3.1.
Периодичность
проведения
педагогической
диагностики

определена ДОО (п.16.5 ФОП ДО). Педагогическая диагностика проводится на
начальном этапе освоения ребенком Образовательной программы (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения Программы его возрастной
группой (финальная диагностика):
 При поступлении в ДОО (в 2 года или в зависимости от времени
поступления ребенка в группу);
 При переходе из группы раннего возраста (1 младшая группа) в группу
дошкольного возраста (2 младшая группа);
 На этапе завершения дошкольного образования (подготовительная к
школе группа).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается
адаптационный период пребывания ребёнка в группе.
По решению педагогов группы может проводиться промежуточная
диагностика: на этапе перехода из одной возрастной группы в другую
(например, из средней в старшую).
3.2. Для проведения педагогической диагностики используются
малоформализованные методы:наблюдение, свободные беседы с детьми,
анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальные
диагностические ситуации. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно- эстетического развития.
3.3. Основным
методом педагогической диагностики является
наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные
характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели
возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в
соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательноисследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных

ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и
самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому
подобное.
3.4. Степень устойчивости показателя определяется частотой его
проявления, самостоятельности и инициативности ребёнка в деятельности.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить
зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность
свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и
взаимодействии.Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с
детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков,
наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о
предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
3.5. Результаты наблюдения фиксируются в педагогическом дневнике
воспитателя и диагностических картах.
3.6. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных
данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми,
организует PППС, мотивирующую активную творческую деятельность
обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты
освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно
проектирует образовательный процесс.
3.7. При необходимости используется психологическая диагностика
развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении
образовательной программы), которую проводят квалифицированные
специалисты (педагоги-психолог, учитель-логопед). Участие ребёнка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического сопровождения и
оказания адресной психологической помощи.
4. Инструментарий для проведения педагогической диагностики

Педагогами ДОО используется система педагогической диагностики,
разработанная Н.А.Коротковой (рекомендована Министерством Просвещения
РФ). Проведение педагогической диагностики обеспечивается за счет
ежедневного наблюдения.
Для ежедневного наблюдения педагогами ДОО используются:
1. Блокнот и ручка в кармане педагога (дневник наблюдений);
2. Электронные карты диагностики Н.В.Коротковой (приложение 1)
Технику наблюдения, периодичность, способ и форму фиксации
результатовпедагог выбирает самостоятельно.

5. Контроль проведения педагогической диагностики
5.1. Контроль проведения педагогической диагностики осуществляет

старший воспитатель. По итогам контроля
педагогов, рекомендации, анализ результатов.

проводятся

консультации

6. Сбор, анализ, хранение результатов педагогической диагностики
6.1. Документы по педагогической диагностике: дневники наблюдений,

заполненные карты развития, детское портфолио хранятся у педагогов на
группах на электронном и / или бумажном носителях. Способ хранения карт
развития определяет педагог.
6.2. Аналитические
правки
по
педагогической
диагностике
составляются 1 раз в год, в мае. Анализ результатов педагогической
диагностики на группе – составляют воспитатели группы, сводный анализ по
ДОО составляет старший воспитатель. Все аналитические справки (по группам
и сводный) хранятся у старшего воспитателя в методическом кабинете на
бумажном и / или электронном носителе. Способ хранения аналитических
справок определяет старший воспитатель.
6.3. Срок хранения документов по педагогической диагностике:
 Дневники наблюдений и детские портфолио – 1 год;
 Карты развития – до момента выпуска обучающихся из ДОО (5
лет);
 Аналитические справки – 5 лет.
7. Критерии качества педагогической работы по изучению динамики

развития воспитанников ДОО
7.1. Со стороны педагогов:
 Педагоги ведут системную работу по изучению динамики развития
воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и
способностей, что можно отследить через проведение педагогом за
режимными моментами (утренний круг, занятия и другие
мероприятия с детьми);
 особенное внимание уделяется тому, как педагог ставит вопрос,
поддерживает инициативу детей, учитывает их потребности:
включает в планирование новых мероприятий, предложенных
детьми, или основанных на их интересах, вносит изменения в
содержание мероприятий, организует индивидуальную работу и
работу по интересам и потребностям разных групп детей, в т.ч. с
ООП.
7.2. Со стороны администрации:
 Обеспечение педагогов всем необходимым для проведения
педагогической диагностики и дальнейшей педагогической работы
по индивидуализации образовательного процесса в группе и
оптимизации работы с детьми в группе (материально-технические
условия: материалы, методическая литература и ресурсы,

психологические условия: учет субъектной позиции педагога,
методическое обеспечение: консультирование и обучение при
возникновении профессиональных дефицитов в данной области);
 Открытость и прозрачность процесса изучения динамики развития
воспитанников ДОО для заинтересованных сторон: родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
педагогического
коллектива, социальных и сетевых партнеров (при сохранении
конфиденциальности персональных данных);
 Использование обезличенных, статистически обработанных
результатов
педагогической
диагностики
в
целях
совершенствования образовательной деятельности ДОО.
8. Совершенствование деятельности по изучению индивидуального

развития воспитанников
8.1. В
целях совершенствования деятельности по изучению
индивидуального развития воспитанников 1 раз в год в июне - июле
проводится оценка и анализ качества педагогической работы по изучению
динамики развития воспитанников ДОО по критериям п.7 настоящего
Положения.
8.2. Основным методом оценки качества педагогической работы
является анонимный опрос с использованием Яндекс форм педагогов и
представителей администрации ДОО, полученные данные графически
обрабатываются и оглашаются на заседании установочного педагогического
Совета (август).
8.3. На основании проведенной оценки и анализа в данное Положение
могут быть внесены изменения в п.п. 3, 4, 7. Решение принимается
посредством голосования простым большинством голосов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (48432) 28-576

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».