Расстройство аутистического спектра (РАС)

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального  поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а  также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих  актов.

РАС характеризуется  постоянным  дефицитом  в  способности  инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и  социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и  негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение  периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут  полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не  превысят ограниченные возможности.

Дефициты достаточно серьёзны, чтобы вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как  правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах  функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от  социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре  демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и  языковых способностей.

Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области

План  мероприятий  по  реализации  Концепции  комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и  другими ментальными  нарушениями  в  Нижегородской  области

Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС

На базе ГБУ ДО «ЦППМСП» организована работа Регионального Ресурсного Центра по организации сопровождения детей с РАС (далее – РРЦ) для оказания консультативной помощи семьям людей с РАС по следующим направлениям.

  • предоставление дополнительного образования детям с РАС;
  • предоставление  занятий  по  индивидуальным  коррекционным  программам (учитель-логопед, учитель-дефектолог).
  • консультирование семей с детьми с РАС;
  • консультирование и методическое сопровождение специалистов сферы образования, работающих с детьми с РАС.

Задать вопрос по работе РРЦ можно на электронный  адрес recurscenter@yandex.ru.

Ресурсный центр  находится  в  сетевом  взаимодействии  с  ФРЦ.

Аутизмом  называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.  В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Причина аутизма

Данное расстройство является врожденным нарушением психики.

Типичные признаки аутизма

1. Нарушение социальных контактов и взаимодействия.

  • не проявляют интереса к окружающим, избегают сверстников;
  • не откликаются на свое имя;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • физически старается не контактировать (не переносят объятия, не дает в руки, а бросает).

2. Особенности игры.

  • игнорирует разные виды игровой деятельности;
  • не играет игрушками, а манипулирует, сортирует;
  • больше привлекают предметы домашнего обихода (ключи, кусочек материи).

3. Склонность к повторяющимся действиям.

  • эхолалии (повторение одних и тех же звуков, слов, словосочетания без смысла);
  • стереотипный счет;
  • разминание, разрывание бумаги;
  • пересыпание круп;
  • включение, выключение света;
  • раскачивание на стуле;
  • раскачивание двери и т. п.

4. Нарушение вербального общения.

  • отсутствие речи; нежелание контактировать с миром, в том числе посредством разговора;
  • редкое использование жестов;
  • речь монотонная или с выкриком в конце фразы;

Отсутствие речи обычно связано с «тяжелыми» случаями аутизма. Речь может развиться позднее. У всех есть задержка речи, но у большинства речь может появиться к взрослому возрасту.

5. Расстройство интеллектуальной сферы.Хочу такой сайт

  • Умственная отсталость;
  • Быстрая потеря интереса, расстройство внимания;
  • Искаженное восприятие: видит и понимает все фрагментами;
  • Гиперчуствительность к звукам, звуки воспринимаются искаженно, громкие и неприятные звуки сильно пугают их и вводят в панику;
  • Не распознают эмоции и чувства другого человека;
  • При некоторых видах аутизма интеллект сохранен, мышление нестандартное.

6. Нарушено чувство самосохранения.

  • аутоагрессия (удары по самому себе, укусы самого себя);
  • могут выскочить на проезжую часть, спрыгнуть с высоты;
  • агрессия, направленная на других (защитная реакция, если пытаются нарушить привычный уклад жизни).

7. Особенности походки и движений.

  • могут ходить на цыпочках, делая взмахи руками;
  • неловкость, угловатость движений;
  • во время бега размахивают руками, широко расставляют ноги.
  • могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы;
  • могут ходить строго определенным особым маршрутом.

«Особенности обучения детей с аутизмом»

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.  Например, во время занятия физкультурой им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания.

Визуальное расписание

Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые  пооперационные карты,  на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы. Даже если ребенок с РАС использует расписание и знает о смене видов деятельности в течение дня, для него может быть очень сложно прекратить занятие и перейти к следующему заданию.

 

Справится с ситуацией и предотвратить истерику у ребенка при смене деятельности поможет  визуальный таймер. Визуальное изображение (сужающийся сектор) будет наглядно напоминать, сколько времени осталось для текущей деятельности.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в группе и кабинете зеркало на уровне глаз ребенка. Время от времени педагог может привлекать внимание ребенка к его отражению.

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).

Детям с РАС рекомендуется предлагать игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ним. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Выбор места, где педагог занимается с ребенком  или где ребенок занимается самостоятельно: стол, стул, которые соответствуют росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой посадке ребенка, находиться на уровни его груди). Мебель необходимо поставить так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, имел трудности выхода из-за стола. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, слева от стола.

Каждое задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала. Перед ребенком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход снижает тревожность аутичного ребенка, решает некоторые поведенческие проблемы. Для того чтобы ребёнку было легче привыкнуть к своему столу, осмыслить, что от него требуется и он смог включаться в работу на занятиях, нужно сделать разметку на столике: отметить контур листа, карандаша, красок, непроливайки, пластилина и других вещей в зависимости от вида деятельности.

Аутисты обладают обостренными чувствами. Разговоры людей на заднем фоне могут показаться совсем негромкими другому человеку, но человек с аутизмом будет воспринимать их как оглушительные, прерывающие его мысли и мешающие сосредоточиться на занятии. Также ему может помешать слишком яркий свет.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.

Истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт. Работа с аутичными детьми требует большого терпения и носит долгосрочный характер.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа педагогов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

АОП РАС сайт.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».