Дети с РАС (ранний детский аутизм)

10.11.2023

Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС (аутистов)

Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.

На начальном этапе обучения – это:

  • постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;
  • предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

  • знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;
  • формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;
  • развитие речи и т.д.

Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности.

Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство можно условно разграничить на бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.); игровое – место для разнообразных игр; учебное – место для специальных развивающих занятий; ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.Хочу такой сайт

Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:

  • первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;
  • второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;
  • третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;
  • четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.

Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

  • стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним; также даёт возможность переключения, ели поведение выходит из–под контроля;
  • сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребёнком.

Виды сенсорных игр:

  • зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
  • вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);
  • терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением;
  • психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
  • совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.

Этапы развития совместного рисования:

  1. налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;
  2. рисование «по заказу» ребёнка;
  3. постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;
  4. вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;
  5. введение сюжета;
  6. дальнейшее развитие сюжета;
  7. перенос полученных знаний в другие ситуации.
  8. Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;
  • каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».