10.11.2023
Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС (аутистов)
Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.
На начальном этапе обучения – это:
- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;
- предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.
Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:
- знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;
- формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;
- развитие речи и т.д.
Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности.
Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство можно условно разграничить на бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.); игровое – место для разнообразных игр; учебное – место для специальных развивающих занятий; ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.
Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:
- первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;
- второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;
- третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;
- четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.
Каждый вид игры имеет свою основную задачу:
- стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним; также даёт возможность переключения, ели поведение выходит из–под контроля;
- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребёнком.
Виды сенсорных игр:
- зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
- тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
- вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);
- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением;
- психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
- совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.
Этапы развития совместного рисования:
- налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;
- рисование «по заказу» ребёнка;
- постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;
- вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;
- введение сюжета;
- дальнейшее развитие сюжета;
- перенос полученных знаний в другие ситуации.
- Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.
Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- повторяемость;
- путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;
- каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.