10.11.2023
Типичные особенности детей с нарушениями аутистического спектра
Восприятие окружающего мира:
- Искаженное восприятие: видит и понимает все фрагментами;
- Гиперчуствительность к звукам, звуки воспринимаются искаженно, громкие и неприятные звуки сильно пугают их и вводят в панику;
- Не распознают эмоции и чувства другого человека.
- Быстрая потеря интереса, расстройство внимания;
- Нарушение социальных контактов и взаимодействия.
- Не проявляют интереса к окружающим, избегают сверстников;
- Не откликаются на свое имя;
- Отсутствие зрительного контакта;
- Физически старается не контактировать (не переносят объятия, не дает в руки, а бросает).
- Игнорируют разные виды игровой деятельности;
- Не играет игрушками, а манипулирует, сортирует;
- Больше привлекают предметы домашнего обихода (ключи, кусочек материи).
Склонность к повторяющимся действиям:
- Повторение одних и тех же звуков, слов, словосочетания без смысла;
- Стереотипный счет;
- Разминание, разрывание бумаги;
- Пересыпание круп;
- Включение, выключение света;
- Раскачивание на стуле.
Нарушение вербального общения:
- Отсутствие речи; не желание контактировать с миром, в том числе посредством разговора;
- Редкое использование жестов;
- Речь монотонная или с выкриком в конце фразы;
- Речь может развиться позднее. У всех есть задержка речи, но у большинства речь может появиться к взрослому возрасту.
Рекомендации для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра:
- Самое важное – это ровный эмоциональный фон. Все свои фразы и предложения старайтесь формулировать исключительно в доброжелательном тоне, плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.
- Выполняйте задания с ребенком вместе, чтобы у него перед глазами всегда был образец, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие, а также видеть действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.
- Страхуйте ребенка: будьте готовы вовремя поймать, остановить ребенка. По причине того что у них практически отсутствует инстинкт самосохранения, они не видят опасности (могут выбежать на проезжую часть, спрыгнуть и т.п.)
- Дети больше привязываются к предметам, чем к людям. Это можно использовать во благо ребенка. Стимулировать выполнение каких-либо заданий, используя любимый предмет или любимую игрушку (прятки с игрушкой, строим дом для игрушки, рисуем игрушку, раскрашиваем изображение любимой игрушки).
- Из окружения ребенка необходимо устранять все то, что может напугать его: резкие звуки (грохот, громкая музыка, ссора и т.д.); резкие зрительные впечатления (внезапные резкие движения в поле зрения ребенка, яркие вспышки); резкие запахи, грубое обращение и тому подобное.
- Рисуйте совместно с ребенком, слушайте спокойную, приятную музыку, играйте вместе в элементарные спортивные игры, все это будет способствовать формированию отношений сопереживания и взаимной поддержки.
- Разговаривать с таким ребенком необходимо больше, чем с обычным ребенком.
- Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте к подражанию. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на речь, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
- Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление.
- Используйте метод привлечения ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
- Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, звуки, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
- Постоянно смягчайте недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
- Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.