Адаптированная образовательная программа с расстройствами аутистического спектра
Описание образовательной программы
АННОТАЦИЯ
К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
МДОУ «МДС «Малыш»
АОП для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) МДОУ
«МДС «Малыш» – образовательная программа, адаптированная для обучения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая
коррекцию
нарушений и социальную адаптацию, составленная на основе ФГОС ДО. Адаптированная образовательная программа (далее
АОП или
Программа) предназначена для
проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) .
Программа
спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, Образовательного учреждения, региона,
образовательных воспитанников.
Определяет цель, задачи,
планируемые результаты, содержание, организацию, условия реализации и результаты освоения
программы на ступени
дошкольного
образования. АОП разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.
Программа сформирована как
программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде
целевых ориентиров дошкольного образования).
Общие сведения
Теоретико-методологическими
основаниями Программы служат фундаментальные
теоретические положения о развитии и социальной природе
психики ребенка,
разрабатываемые в отечественной психологии: психика ребенка (как в
филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении)
является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального
опыта, накопленного
человечеством (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Согласно этим теоретическим представлениям, личность есть целостная
психологическая структура,
формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности
начинается с
первых минут жизни и осуществляется вместе с психическим развитием ребенка.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели
общения, в
атмосфере эмоционального
благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых. В детском саду при участии
педагогов, учителя – логопеда,
учителя -
дефектолога, тьютора обеспечивается коррекция физического, психического и речевого развития детей
с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого
воспитанника.
Основываясь на принципах
гуманистической педагогики и руководствуясь положениями
Стандарта, педагоги считают главной целью создание равных условий
для всестороннего и гармоничного развития
каждого ребенка и его
позитивной
социализации, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
Пребывание в детском саду
должно способствовать тому, чтобы ребенок осознал свой общественный статус,
у него сформировалось умение
разрешать конфликты, находить
гуманистические способы достижения цели. Учитывая,
что источником и движущей силой развития личности является реальная
самостоятельность ребенка, в учреждении должны
быть созданы
условия для того, чтобы каждый ребенок
осознал себя в качестве субъекта
своей самостоятельной
деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт.
Цели и
задачи деятельности образовательного учреждения по реализации «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей
дошкольного возраста с РАС»:
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития
ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-
пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности
через общение, игру, познавательно-
исследовательскую
деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками.
Задачи в соответствии с ФГОС ДО:
– охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе их эмоционального
благополучия;
–
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в основных
образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
–
создания благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений
с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
–
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
–
формирования общей культуры личности детей с РАС, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития
их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
–
обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей с РАС;
–
формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей с
РАС;
–
разработка и реализация адаптированной образовательной АООП для ребенка
с РАС;
–
обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им Квалифицированной психолого-педагогической
помощи в освоении содержания образования;
–
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей.
Для
обеспечения освоения АООП может быть реализована сетевая форма взаимодействия, с использованием
ресурсов как образовательных, так и иныхорганизаций.
Задачи МДОУ «МДС «Малыш»:
-
Формирование основ базовой культуры развитие психических и физических
качеств воспитанников в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями по основным
направлениям развития
(социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому, физическому).
- Осуществление коррекции
психофизических двигательных, эмоциональных).
создание
оптимальных условий для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей с
РАС;
-
Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей
и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, с
другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- Целенаправленное
комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребѐнка с РАС и квалифицированная коррекция недостатков в развитии.
-
Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута
на
основе изучения особенностей
развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
-
Подготовка детей с РАС ко второй ступени (начальная школа) обучения с учетом
целевых ориентиров ДО;
-
Взаимодействие с семьей
для обеспечения полноценного развития
детей с РАС, оказание
консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционного воспитания, обучения и оздоровления детей с РАС;
-
Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий,
проектирование
специальной предметно-пространственной
развивающей среды, создание атмосферы психологического
комфорта.